Этический кодекс медицинского работника ГКП на ПХВ «Областной перинатальный центр»

«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГКП на ПХВ «Областной перинатальный центр»
__________________Ж.Жаманбаева «______»______________2015г.

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА государственного коммунального предприятия на праве хозяйственного ведения «Областной перинатальный центр»

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Нормы настоящего Кодекса распространяются на медицинский персонал: врачи и средний медицинский персонал всех наименований (далее–медицинский работник) Государственного коммунального предприятия на праве хозяйственного ведения « Областной перинатальный центр» (далее –Центр) независимо от занимаемой должности и структурного подразделения, в котором они работают.
Этической основой профессиональной деятельности медицинского работника являются гуманность и милосердие.
Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинского работника, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета врачебной и сестринской профессии в обществе, развитию врачебного профессионализма и сестринского дела Республики Казахстан.
Положения настоящего Кодекса должны рассматриваться во взаимосвязи с правовыми нормами, медицинскими стандартами, клиническими рекомендациями и другими нормативными актами, регламентирующими медицинскую деятельность. При этом в вопросах этического регулирования исполнения профессиональных обязанностей, настоящий Кодекс имеет высший приоритет.

2.МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК И ПАЦИЕНТ

2.1.Медицинский работник и право пациента на качественную медицинскую помощь
Медицинский работник должен уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи.
Медицинский работник обязан оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам.
Медицинский работник Центра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Профессиональная и этическая обязанность медицинского работника оказывать, в меру своей компетенции, неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.

2.2.Основное условие медицинской деятельности –профессиональная компетентность
Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинского работника. Каждый медицинский работник должен быть компетентным в отношении моральных и юридических прав пациента.

2.3.Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав
Медицинский работник должен превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента, обязан уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний.
Медицинский персонал предприятия не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. не вправе способствовать самоубийству больного.

2.4.Уважение человеческого достоинства пациента
Медицинский персонал Центра постоянно готов оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий.
Проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы.
Медицинский работник не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиозные, политические убеждения.
При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинский работник руководствуется только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию.

2.5.Прежде всего - не навреди
Медицинский работник не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины «Прежде всего - не навреди!». Любые другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах. «Лекарство не должно быть горше болезни!». Производя медицинские вмешательства, чреватые риском, медицинский работник обязан предусмотреть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений.

2.6.Право пациента на информацию
Медицинский работник Центра должен быть правдивым и честным. Он обязан уважать право пациента на получение информации о состоянии его здоровья, о возможном риске и преимуществах предлагаемых методов лечения, о диагнозе и прогнозе, равно как и его право отказываться от информации вообще. Учитывая, что функция информирования пациента и его близких по преимуществу принадлежит врачу, средний медицинский персонал имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом в качестве члена бригады, обслуживающей данного пациента. В исключительных случаях медицинский работник имеет право скрыть от пациента профессиональную информацию, если он убежден, что таковая причинит ему серьезный вред.

2.7.Право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него
Медицинский работник должен уважать право пациента или его законного представителя (когда он имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказаться от него. Медицинский работник должен быть уверен, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно.
Моральный и профессиональный долг медицинского работника - в меру своей квалификации разъяснять пациенту последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ пациента не должен влиять на его положение и негативно отражаться на отношении к нему медицинских работников.
Медицинский работник вправе оказывать помощь без согласия пациента (или без согласия законного представителя некомпетентного пациента - ребенка до 15 лет или недееспособного душевнобольного) только в строгом соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2.8.Обязанности хранить профессиональную тайну
Медицинский работник должен сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ему известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента даже в случае смерти пациента.
Медицинский работник обязан неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она ни хранилась.
Медицинский работник вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Право на передачу информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает наличие его согласия.
Медицинский работник вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом пациента следует поставить в известность о неизбежности раскрытия конфиденциальности информации. Во всех других случаях медицинский работник несет личную моральную, а иногда и юридическую, ответственность за разглашение профессиональной тайны.

2.9.Медицинский работник и умирающий больной
Медицинский работник должен с уважением относиться к праву умирающего на гуманное отношение и достойную смерть. Первейшие моральные и профессиональные обязанности медицинского работника: предотвращение и облегчение страданий, как правило, связанных с процессом умирания; оказание умирающему и его семье психологической поддержки. Эфтаназия, то есть преднамеренные действия медицинского работника с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтична и недопустима.

3.УВАЖЕНИЕ К СВОЕЙ ПРОФЕССИИ
Медицинский работник должен поддерживать авторитет и репутацию своей профессии. Опрятность и соблюдение правил личной гигиены - неотъемлемое качество личности каждого работника.
Право и долг медицинского работника - отстаивать свою моральную, экономическую и профессиональную независимость.
Медицинский работник вправе принять благодарность от пациента, если она выражается в форме, не унижающей человеческое достоинство обоих, не противоречит принципам справедливости и порядочности и не нарушает правовых норм. Интимные отношения с пациентом осуждаются медицинской этикой.

4.МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК И КОЛЛЕГИ
Во взаимоотношениях с коллегами медицинский персонал должен быть честным, справедливым и порядочным, признавать и уважать знания и опыт коллег, их вклад в лечебный процесс. Попытки завоевать себе авторитет путем дискредитации коллег неэтичны.
Фамильярность, неслужебный характер взаимоотношений врача и среднего медицинского работника при исполнении ими профессиональных обязанностей осуждаются медицинской этикой. Если средний медицинский персонал сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, он должен тактично обсудить эту ситуацию сначала с врачом, а при сохраняющемся сомнении и после этого - с вышестоящим руководством.

5. МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК И ОБЩЕСТВО
5.1.Ответственность перед обществом

Моральный долг каждого медицинского работника как члена медицинского сообщества - заботиться об обеспечении доступности и высоком качестве медицинской помощи населению.

Каждый медицинский работник Центра должен активно участвовать в информировании и медико-санитарном просвещении населения, помогающем пациентам сделать правильный выбор в их взаимоотношениях с государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. Самореклама несовместима с медицинской этикой.

5.2.Гарантия и защита законных прав
Гуманная роль врача, среднего медицинского персонала в обществе создает основу требований законной защиты личного достоинства, физической неприкосновенности и права на помощь при исполнении ими профессиональных обязанностей как в мирное, так и в военное время.
Уровень жизни медицинского работника должен соответствовать статусу ее профессии. Безвозмездная помощь бедным пациентам этически одобряется. Обеспечение условий профессиональной деятельности медицинского работника должно соответствовать требованиям охраны труда.
Медицинский работник вправе рассчитывать на полноценную помощь по: защите чести и достоинства (если ее доброе имя будет кем-либо необоснованно опорочено); своевременному получению квалификационной категории в соответствии с достигнутым уровнем профессиональной подготовки; созданию и применению процедур страхования профессиональных ошибок, не связанных с небрежным или халатным исполнением профессиональных обязанностей; профессиональной переподготовке при невозможности выполнения профессиональных обязанностей по состоянию здоровья; своевременном получении льгот, предусмотренных законодательством Республики Казахстана для медицинских работников.

6.УЧАСТИЕ В МЕДИКО-САНИТАРНОМ ПРОСВЕЩЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ
Моральный долг медицинского работника как члена медицинского сообщества - заботиться об обеспечении доступной и качественной медицинской помощи населению.
Медицинский работник должен активно участвовать в медико-санитарном просвещении населения, помогающем пациентам сделать правильный выбор между государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения.
Медицинский работник в меру своей компетенции должен участвовать в разработке и осуществлении коллективных мер, направленных на совершенствование методов борьбы с болезнями, предупреждать пациентов, органы власти и общество в целом об экологической опасности, вносить свой вклад в дело организации спасательных служб.

7.ДЕЙСТВИЕ «ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА», ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ
7.1.Действие «Этического кодекса»
Требования настоящего кодекса обязательны для всего медицинского персонала Центра.

7.2.Ответственность за нарушение «Этического кодекса»
За нарушение норм Кодекса могут быть применены следующие взыскания:
1) замечание;
2) предупреждение о неполном профессиональном соответствии;
3) увольнение.

Специалист ГКП на ПХВ « ОПЦ» Баталова Л.И.

В этом же разделе:

 

Блог руководителя

Жаманбаева Жамал Абдибековна
Руководитель центра

На сайте работает блог руководителя. Здесь вы можете ознакомиться с вопросами посетителей или задать свой вопрос.

Перейти в блог »»»
Государственные символы
Государственный герб Республики Казахстан
Государственный флаг Республики Казахстан
Государственный гимн Республики Казахстан